1. Согласование цели и задач урока.
Проверка домашнего задания.
|
Слово учителя: «На прошлом уроке мы познакомились с главой «Фотография, на которой меня нет» из повести В.П. Астафьева «Последний поклон», а в 6 классе вы прочитали ещё один рассказ под названием «Конь с розовой гривой».[1]
Эпиграфом к уроку является высказывание В.П. Астафьева: «Человеку назначено природой иметь свой характер, который, конечно же, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей…» [2]
Исходя из данного эпиграфа, сформулируйте, пожалуйста, основную цель урока
- Что вы узнали о главном герое Вите Потылицыне из этих двух рассказов?
- Как вы думаете, кто оказал основное влияние на становление личности героя Астафьева?
После ответов учащихся о влиянии бабушки на внука проецируются слайды, посвященные бабушке.[3, 4, 5]
«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой.»
- Из главы «Бурундук на кресте»
«Всегда слышала меня бабушка. Всегда приходила ко мне в нужную и трудную минуту. Всегда спасала меня, облегчала мои боли и беды. Бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня!»
- Из главы «Последний поклон»
«Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках… отыскали они ее и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта…
Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.
Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет.
И некому прощать...»
|
- постановка цели урока
- ответы учащихся.
|
Личностные:
- мотивировать свои действия;
- считаться с мнением других;
- соотносить поступки с моральными нормами;
- оценивать собственную деятельность.
Познавательные:
- использовать источники информации;
- преобразовывать модели;
- анализировать, обобщать.
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
- формулировать свою точку зрения;
- слушать и слышать;
- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Регулятивные:
- выполнять учебные действия;
- работать самостоятельно;
- оценивать уровень владения учебным действием;
- удерживать цель деятельности до получения результата.
|
2. Применение ЗУН
Работа с текстом
|
- Родителей мальчику заменила бабушка. А каким образом школа повлияла на становление характера героя? - Астафьев повествует о деревенских буднях школы, об учителях, которые участвовали в создании школы, пишет о том, что к семье учителя было «всеобщее, молчаливое» уважение. [6] Я думаю, что уважительному отношению к педагогам способствовали их семейные ценности. Наша задача - определить эти ценности, подтверждая примерами из текста. (После ответов учащихся на доску прикрепляются карточки с названием ценностей: стойкость, внимание, уважение, вежливость, скромность, культурность, забота, соблюдение народных обычаев, самопожертвование, память, любовь).
- В прошлом году на классном часе «Семейные ценности» вы описывали ценности вашей семьи. Я попрошу зачитать отрывки из сочинений.
– Созвучны ли ценности вашей семьи с ценностями учительской семьи?
- Все выявленные вами ценности составляют семейную культуру учительской семьи. Таким образом, семейная культура – это…
совокупность духовных и материальных ценностей семьи. [8]
|
Работа с текстом В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
- зачитывание отрывков из 2 сочинений «Ценности моей семьи»
- ответ на вопрос
- формулирование определения семейной культуры
|
3. Подведение итога урока
Рефлексия
|
Учитель предлагает учащимся создать синквейн, тема которого «Семейная культура», при этом обратить внимание и на рисунки «Строительство дома», сделанные учащимися на классном часе «Семейные ценности».
Учитель предлагает свой вариант синквейна после озвучивания учащимися работ. [9]
- Семейная культура
- Высокая, одухотворённая
- Любить, продолжать род, помнить
- «…раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце...»
- Ценность
- Какой жизненный урок дали школа, учителя главному герою рассказа Астафьева?
(Главный герой рассказа «Фотография, на которой меня нет» понял, что основной ценностью семьи учителя было осознание своей принадлежности к народу, к Отечеству, и свою жизнь он посвятил тоже служению Родине).
В качестве рефлексии учащимся предлагается выбрать значок белого, синего или красного цвета (три цвета флага России), на белом значке – надпись «мир», синем - «верность», красном – «сила». Ученики не видят надписи и интуитивно делают выбор, затем подводится итог того, что для 8-классников является приоритетом в семье.
Заключительное слово учителя.
|
Создание синквейна (форма работы индивидуальная или парная)
- зачитывание 1-2-х примеров
- ответ на вопрос
|