Особенности речевого развития младших школьников. Место изложения в системе развития речи младших школьников и условия, повышающие эффективность письменных изложений
Обучение в начальной школе становится наиболее важным, как бы переломным моментом во всём речевом развитии ребёнка.
Если для дошкольника характерно практическое овладение речью в процессе его общения с окружающими, то у младшего школьника, наряду с этим способом речевого развития, появляется и совершенно новый способ – специальное, систематическое изучение родного языка.
Важнейшая особенность усвоения родного языка в школе состоит в том, что ребёнок приходит в школу, практически владея грамматикой родного языка и достаточным для повседневного общения, запасом слов. Родной язык в школе становится предметом специального обучения.
Речь школьника, в отличие от речи дошкольника, становится управляемой и произвольной. Этот переход к осознанию и произвольному оперированию речевыми умениями, осуществляется на основе грамматики и письменной речи. Развитие речи осуществляется в процессе овладения языковыми (фонетический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, причём протекание этого процесса возможно только в ходе «жизненно мотивированной деятельности общения».
Недооценка учителем особенностей развития детей (их восприятия, речи, мышления), абстрактность преподавания, изложение материала без связи с жизнью, с практикой, недостаточное использование дидактических принципов – наглядности, сознательности и активности – ведут к формализму. Предупреждение и преодоление формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности. Особое значение имеют такие дидактические приёмы и средства, как непосредственное знакомство с предметами, сравнение и сопоставление их признаков.
Проведение наблюдений, опытов и практических работ в классе, экскурсии обогащают чувственно-практический опыт учащихся, наполняют конкретным содержанием усвоенные ими знания.
Речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникации. На уроках русского языка речь становится предметом изучения. Занятия по развитию речи – это многосторонняя работа, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением правильно произносить слова, выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, связную речь.
В современном понимании под развитием речи учащихся имеется в виду усвоение ими различных сторон языка: грамматики и правописания, произношения, словаря, синтаксического строя, устной и письменной связной речи.
Школа должна научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Но речь не только средство выражения мыслей, но и орудие формирования их. Вместе с развитием речи идёт и развитие мышления детей. На уроках русского языка развитие речи является центральной задачей.
Работа над речью учащихся предполагает развитие у них умения в связной форме устно и письменно изложить свои мысли, а также передать своими словами мысли других. Это умение достигается, во-первых, путём усвоения детьми готовых образцов связной речи, а во-вторых, путём самостоятельных систематических упражнений учащихся в изложении своих мыслей и передаче чужих.
Связное изложение мыслей невозможно, во-первых, без умения выражать отдельные мысли в предложениях, и, во-вторых, без умения логически последовательно излагать мысли. И то, и другое умение укрепляется и совершенствуется в практике развития связной речи учащихся.