Методическая разработка
Громовой Нелли Олеговны
Проектные и здоровьесозидающие технологии
как средства формирования успешности подросткового поколения
Значимость данной темы обусловлена тем, что современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью детей, поэтому в системе образования проблема здоровья становится все более актуальной. Дети, приходящие ко мне в 5 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Забота о воспитании успешного и здорового ребенка является приоритетной в моей работе. В чём же заключается моя здоровьесозидающая деятельность, направленная на формирование успешного и здорового подросткового поколения?
На своих уроках я создаю благоприятный психологический климат, учитываю двигательную активность учащихся, использую и чередую различные виды деятельности, применяю способы активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, контролирую моменты наступления утомляемости учащихся.
В этом мне помогают проектные технологии, в основе которых лежит креативное мышление и умение ориентироваться в информационном пространстве. С позиции здоровьесозидания такие уроки ценны тем, что дети работают в группах. Для комфортной работы обеспечиваю условия для круговой рассадки учащихся. Проектные и здоровьесозидающие технологии помогают детям осваивать знания без принуждения, повышают мотивацию к обучению, а сам урок окрашивают в яркие позитивные тона. На данных уроках я отмечаю повышенную активность учащихся, более качественное усвоение материала, увеличение познавательного интереса и стремление детей к дальнейшему получению информации, снижение эмоционального напряжения.
Наибольшим потенциалом в использовании проектных технологий обладают курсы географии 9-11 классов, однако для того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников и сформировать успешное здоровое поколение, я начинаю применять данную технологию при изучении начального курса географии. В своей педагогической деятельности я разработала серию уроков с применением проектных технологий. В 5-6 классах в каждом разделе я выделила один урок, на котором использую данную технологию: «Построение плана местности», «Открытие Нового Света», «Озера», «Расы», «Атмосферное давление».
Обязательно на каждом уроке провожу зарядки. Цель их проведения не только снять усталость, но и закрепить ранее изученный материал. В физкультминутке «Ориентирование» я называю стороны горизонта или азимуты, учащиеся совершают какое-либо движение в необходимую сторону. В физкультминутке «Земля, вода, воздух» я называю географические объекты. Если слово относится к воде, дети садятся, если к воздуху, машут руками, если к суше, стоят. Так мы закрепляем тему «Оболочки земли». Для закрепления темы «Внешние силы Земли» перечисляю формы рельефа: овраг, дюна, бараний лоб, бархан, холм и т.д.. Если данная форма рельефа создана ветром – дети поднимают руки вверх, если текучими водами- руки в стороны, ледником- опускают вниз, человеком-хлопают в ладоши. Опыт моей работы убеждает меня в том, что проведение зарядки вызывает у детей положительные эмоции, хорошее настроение, приводит к улучшению усвоения материала, увеличивают работоспособность, стимулируют мыслительные функции детей.
На уроках рассказываю детям о вреде шума для человеческого организма, а затем о благоприятном влиянии шумов природного происхождения. С 5 класса приучаю детей работать под классическую музыку и под звуки природы. В 6 классе при изучении темы «Озёра» учащиеся делают проект под «Лебединое озеро» Чайковского. В 5 классе на уроке «Открытие Нового Света» учащиеся совершают морское путешествие под шум морского прибоя. Природные зоны изучаем под шелест листвы, шум дождя, пение птиц.
На уроках стараюсь чаще детей вовлекать в двигательную активность, используя игровые моменты. При изучении темы «Открытие Нового Света», провожу игру «Родина культурных растений». Учащиеся распределяют культурные растения (кофе, томат, огурец, рис, кабачок и т.д.) по частям света. При изучении темы «Географическое положение и исследование Северной Америки» учащиеся распределяют предметы по их принадлежности к какому-либо материку (кофе-Африка, резиновый мяч, медь, какао-Южная Америка, шерсть-Австралия, джинсовая ткань, кактус-Северная Америка).
Несколько раз в год провожу уроки на свежем воздухе «Построение плана местности», «Температура воздуха», «Погода». Данные занятия дают организму умеренную физическую нагрузку, дети наблюдают красоту и сезонные изменения природы. Это благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей.
При подготовке проектных работ в 5-6 классах ребята часто обращаются ко мне за помощью. К 7 классу мотивация и самостоятельность возрастают, повышается интерес к изучению географии, растет качество успеваемости учащихся. В 7 классе ребята в проекты включают уже материалы своих исследований. Перед изучением каждого материка я предлагаю детям опережающее задание. Разработать проект- придумать герб материка. Для этого они используют различные источники информации и ищут особенности материка. При изучении политической карты материков, учащиеся создают презентацию о том, как заботятся о здоровье, здоровом питании и здоровом образе жизни народы разных стран мира.
В 8-9 классах темы проектов более серьезные. И результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью: проблемы захоронения радиоактивных отходов, истощение и загрязнение подземных вод, изменение ландшафтов тундры под влиянием деятельности человека, восстановление земель после добычи полезных ископаемых, изменения климатических ресурсов России в результате глобального потепления, экологические проблемы морей России, их влияние на ресурсы морей.
В 9 классе вызывает интерес у детей урок: « Балтийское море: проблемы и решения». Главная цель урока – помочь детям сформировать чувство причастности к Балтийскому морю, развить чувство ответственности за его экологическое состояние. Каждая группа выбирает одну из проблем экологии Балтики, которая на их взгляд является наиболее важной и требует решения в первую очередь. Определяет причины, последствия и пути решения данной экологической проблемы, разрабатывает программу действий на несколько ближайших лет, создают кластер своей программы действий. Результат представляется в виде выставки в рамках недели «Охрана окружающей среды».
Экологические проекты ученики создают по охране и очистке вод и побережий реки Ижора, на берегах которой стоит наш город Колпино. Ежегодно мы участвуем в районном экологическом фестивале «Праздник реки Ижора». Замечательно, что в экологических проектах участвуют родители. Взаимодействие взрослых и детей в проектах, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже, сближает родителей, детей и учителей. Экологические проекты помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщают учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Используя метод проектов в процессе обучения, я отметила рост интереса к своему предмету, что выражается в увеличении количества учеников выбирающих географию для сдачи ОГЭ в 9 классе, увеличении количества призеров во всероссийской олимпиаде по географии и положительной динамике в качестве знаний по предмету. Проектная деятельность с использованием здоровьесозидающих технологий помогает мне формировать успешное и здоровое подростковое поколение. Ученики вооружаются необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитывается культура здоровья. |