Методическая разработка
учителя географии Громовой Нелли Олеговны
«Использование метода проектов в развитии УУД»
При обучении детей географии я использую метод проектов. Основная цель этого метода - самостоятельное постижение учащимися учебных географических проблем, имеющих для них жизненный смысл. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы.
При разработки проекта создаю условия, при которых учащиеся:
*самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников информации;
*учатся пользоваться приобретёнными знаниями и умениями при решении проблемных заданий;
*приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
*развивают у себя исследовательские умения;
*развивают творческое мышление.
Предварительно важно определить этапы разработки проекта:
1. Разработка проектного задания.
2. Разработка самого проекта. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность. Учитель консультирует, координирует работу учащихся.
3. Оформление результатов.
4. Защита проекта и рефлексия.
Наибольшим потенциалом в использовании проектной технологии обладают курсы географии 9-11 классов, однако для того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, я начинаю применять данный метод при изучении начального курса географии. От старшеклассников можно добиться высоких результатов только в случае, если не позднее 5-6 класса заложится творческое начало в формировании личности.
Тема «Озёра» в 6 классе.
Задачи урока:
Образовательные – сформировать представление о многообразии озер мира, их происхождении, особенностях, значении;
Развивающие – продолжить работу учащихся с различными источниками географической информации; научить учащихся обмениваться информацией; умению изложить свою тему и развить её.
Воспитательные – создать условия для проявления чувства прекрасного и бережного отношения к своей Родине.
Ход урока:
- Приём снятия напряжения. На экране слайд (озеро и лебеди). Играет музыка «Лебединое озеро» Чайковского. Фотовыставка: фотографии учащихся на фоне озёр, их рисунки.
- Изучение нового материала. Учащиеся работают в группах (4 группы)
Слайд: Загадка про озеро.
Дети самостоятельно определяют тему урока и пытаются сформулировать цель и задачи урока.
Опережающее домашнее задание: Учащиеся читают свои стихи про озёра.
Учитель предлагает каждой группе карточку с заданием.
Из трех определений выбрать то, которое подходит для определения озера (каждая группа зачитывает ответ).
- Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.
- Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
- Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.
У каждого учащегося рабочий лист, где отметили правильный ответ.
Учащиеся с помощью учителя определяют значение озёр для планеты и её жителей.
Учащиеся работают в группах и рассматривают происхождение котловин.
Каждая группа работает по плану и описывает 2 вида котловин:
происхождение котловины;
условия образования;
примеры озер (работа с атласом).
Все данные заносятся в таблицу в рабочем листе.
Учащиеся используют учебник, атлас, картосхемы, доп. материал.
Каждая группа выступает у доски. Остальные заполняют таблицу в рабочих листах.
Типы озер по происхождению
Происхождение котловин
|
Условия образования
|
Примеры озёр
|
Тектонические
|
|
|
Вулканические
|
|
|
Ледниковые
|
|
|
Карстовые, термокарстовые
|
|
|
Старицы
|
|
|
Запрудные
|
|
|
Лиманы
|
|
|
Учитель просит учащихся представить, что озёра на планете исчезли. Какой облик будет у планеты? Учащиеся получают задание узнать всё о пропавших озёрах и вернуть их.
Учитель читает загадки про самые известные озёра мира.
Это озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское)
Это озеро – самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)
Это озеро – самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – 34 из них эндемичны, то есть встречаются только здесь. (Байкал)
Это самое соленое озеро на Земле. В этом озере нельзя утонуть. ( Мёртвое море).
Каждая группа выполняет в течение 10 минут проект одного из этих озер. У каждой группы карточки – задания:
-имя
-место проживания (показать на карте)
-площадь и глубина (средняя и максимальная)
-происхождение котловины
-родственные объекты
-особые приметы
На ватмане приклеивают фото озера, растительного и животного мира, пишут площадь, происхождение котловины, интересные факты. Фото и интересные факты учащиеся нашли заранее.
Затем каждая группа защищает проект у доски.
Просмотр видеоролика про озеро «Байкал».
Заключение.
Что ты узнал нового на уроке? Желающие называет по одному предложению.
Самооценка. Рефлексия в форме анкетирования:
Групповая работа над проектом мне понравилась так как…
Было интересно.
Все чувствовали себя свободно.
Я сам(а) рассуждал(а), находил(а) решения.
Мы коллективно искали решения.
Можно было обсуждать с товарищами возникающие вопросы.
Можно было обратиться за помощью к учителю.
Я узнал много нового.
Другое мнение.
В это время играет музыка Чайковского.
Домашнее задание: Подписать на контурных картах озёра, упомянутые в тексте учебника. Приготовить сообщение (по желанию) о необычных озерах: озеро «кастрюля», сладкое озеро, озеро чернил, асфальтное озеро, горящее озеро, озеро-призрак.
Использование метода проектов позволяет развивать следующие УУД:
Познавательные УУД:
Развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений (учащиеся при подготовки проекта самостоятельно приобретали новые знания, используя разные источники географической информации-интернет, литературу, атлас, отбирали необходимую информацию);
Преобразование информации из одного вида в другой (текст в таблицу).
Регулятивные УУД:
Умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи. Выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (учащиеся при подготовки проекта и его защите использовали карточку-инструкцию).
Удерживать цель деятельности до получения результата.
Рефлексия в форме анкетирования.
Самооценка.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе (определяют общие цели, распределяют роли, договариваются друг с другом, обмениваются информацией).
Умение слушать и вступать в диалог. Проявлять лидерство и согласовывать действия с партнером. Адекватно оценивать себя и работу в группе.
Личностные УУД:
Раскрытие себя, развитие проектных способностей, понимание значимости результата.
Установление связи между целью и мотивом.
Оценка своей деятельности.
Считаться с мнением других.
Учатся высказывать своё предположение по заданному вопросу.
Развитие патриотизма, любви к своей родине, своей местности.
Используя метод проектов в процессе обучения, я отметила рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая навыки работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблем, учащиеся переносят их на традиционные уроки. Кроме того, проектная деятельность открывает лидеров, умеющих организовывать работу в группе, способных доказать свою правоту, основываясь на найденных фактах. У учащихся повышается двигательная активность, возникает возможность общения, творчества, самовыражения, формирования характера. |