Котенко Елена Викторовна - Учитель биологи
Тема: «Современные представления о возникновении жизни на Земле».
Цель:
- продолжить формировать знания учащихся о возникновении жизни на Земле;
- познакомить с основными положениями современной теории А.И. Опарина;
- развивать умение анализировать предложенную информацию;
Оборудование: презентация Microsoft Office PowerPoint «Современные представления о возникновении жизни на Земле».
Ход урока
- Организационный момент.
- Приветствие.
– Подготовка аудитории к работе.
- Мотивация учебной деятельности.
- Сообщение темы и цели урока.
- Проверка знаний учащихся.
Учитель: Проблемы возникновения и развития жизни на Земле с давних пор привлекают внимание всех философов и натуралистов. Каковы же были первые взгляды на вопросы возникновения жизни на Земле?
Учащийся: рассказ о первых взглядах на вопросы возникновения жизни на Земле с использованием материалов презентации.
Презентация. Слайд № 3,4,5,6
Учитель: Как развивались представления о возникновении жизни позже?
Учащийся: Рассказ об опыте Франческо Реди с использованием анимационного видеофрагмента. Презентация. Слайд №7
Учитель: Итак, впервые была предпринята попытка доказать несостоятельность абиогенеза, самозарождения живых организмов, но это не разрушило идею о самозарождении жизни. Кто продолжил развитие идей Ф. Реди в дальнейшем?
Учащийся: Рассказ об опыте Луи Пастера с использованием анимационного видеофрагмента. Презентация. Слайд №8
Учитель: Итак, после достаточно убедительных опытов Ф. Реди и Л. Пастера была окончательно опровержена позиция абиогенеза и подтверждены идеи биогенеза, что вызвало ряд новых вопросов: как и когда, возникла изначально жизнь на Земле.
- Какие же гипотезы сформировались об изначальном появлении жизни на Земле?
Учащийся: В поисках ответа на вопрос - «Как и когда, возникла жизнь на Земле?» сформировались следующие основные гипотезы:
1. Жизнь на нашу планету занесена извне, из Вселенной – это Теория панстпермии.
2. Жизнь на Земле существовала всегда, но она претерпевала различные катаклизмы – это теория стационарного состояния.
3. Жизнь возникла на Земле в результате биохимических процессов в условиях еще молодой планеты. Эту современную гипотезу называют теорией биохимической эволюции.
Презентация. Слайд №9
Учитель: Все эти теории возникновения жизни на Земле существуют, каждая из них по-своему интересная и заслуживают внимания. Но мы сегодня обсудим последнюю, современную теорию о возникновении жизни на Земле.
IX. Изучение нового материала.
Итак, тема урока «Современные представления о возникновении жизни на Земле».
Цель: познакомиться с основными положениями современной теории А.И.Опарина
(записать дату и тему урока в тетрадь)
Презентация. Слайд №10,11
Учитель: Современные взгляды на происхождение жизни на Земле формировались на протяжении первой половины XX века. И большой вклад в развитие современной теории – теории эволюции живой материи внёс наш отечественный ученый-биохимик А. И. Опарин.
(Сообщение об Опарине). Презентация. Слайд №12
Учитель: Презентация. Слайд №13
Итак, Опарин предложил теорию – теорию эволюции живой материи, которую позже поддержали многие ученые всего мира. Основными идеями его теории являются:
- Первоначально жизнь возникла в Мировом океане как результат химической эволюции, т.е. абиогенно;
- Развитие живой материи и появление большого разнообразия форм жизни произошли в процессе биологической эволюции, т.е. биогенно.
Как же появилась жизнь на Земле? В каких условиях шло её формирование и развитие?
Сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть видеофрагмент о возникновении жизни на Земле, после просмотра которого, вам предстоит заполнить таблицу «Условия возникновения жизни на Земле».
Просмотр видеофрагмента. Диск «Основы общей биологии. 9 класс»
Учитель: Заполните таблицу «Условия возникновения жизни на Земле» опираясь на материал фильма и учебника на стр. 122-123
(заполнение таблицы)
Обсуждение таблицы.
Презентация. Слайд №14
- Закрепление материала.
Презентация. Слайд №15
- Какие же этапы в возникновении жизни на Земле выделил Опарин в своей теории?
- Возможно ли сейчас образование жизни небиологическим путем?
- Тестирование.
- Итог урока.
Презентация. Слайд №16
Выставление оценок.
- Домашнее задание.
- § 33.
- СОСТАВИТЬ ПЯТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ.
|