Создание учащимися экологических проектов на уроках географии при изучении географии России
Ведущую роль в формировании опыта творческой деятельности учащихся отводится методу проектов.
Данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Считается, что он был разработан американским философом и педагогом Д. Дьюи. Теоретической основой метода проектов стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность. Важно показать детям их заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Необходимо поставить проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё стоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации или просто направить ученика, подсказать путь, по которому ему двигаться в решении задачи. В итоге ученики, каждый самостоятельно и все вместе, должны решить проблему и получить реальный результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Основная цель использования метода проектов при обучении географии является-самостоятельное постижение учащимися учебных географических проблем, имеющих для них жизненный смысл. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы.
Организуя проектную деятельность необходимо создать условия, при которых учащиеся:
*самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников информации;
*учатся пользоваться приобретёнными знаниями и умениями при решении проблемных заданий;
*приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
*развивают у себя исследовательские умения;
*развивают творческое мышление.
В настоящее время существуют различные классификации проектов, используемых в обучении географии. Например, по содержанию: экологические, физико-географические, социально-экономические, краеведческие; по уровню интеграции: монопредметные, межпредметные, надпредметные; по продолжительности: мини-проект, средней продолжительности, долгосрочные; по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные; по способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, исследовательские и другие.
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.
Стадии разработки проекта:
1. Разработка проектного задания.
2. Разработка самого проекта. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность. Учитель консультирует, координирует работу учащихся.
3. Оформление результатов.
4. Защита проекта и рефлексия.
На уроках географии можно создавать экологические проекты: очистка Балтийского моря, решение проблемы захоронения радиоактивных отходов, восстановление численности осетровых рыб, массовая гибель малых рек, истощение и загрязнение подземных вод, деградация пастбищ в Калмыкии, изменение ландшафтов тундры под влиянием деятельности человека, восстановление земель после добычи полезных ископаемых .
Тема урока: « Балтийское море: проблемы и решения».
Санкт-Петербург – самый крупный город на берегах Балтийского моря. Город и горожане вносят
весомый вклад в экологическое состояние Балтики, и определяющий вклад – в состояние Финско-
го залива.
Решение проблем Балтийского моря будет затруднено без общественной поддержки этих усилий,
вовлечения всех граждан. И начинать это надо со школы. Для этого чрезвычайно важно, чтобы учащиеся ощущали себя жителями балтийского региона, чувствовали себя ответственными за состояние своего моря и чувствовали себя причастными к решению экологических проблем.
Главная цель уроков – помочь детям сформировать чувство причастности к Балтийскому морю,
развить чувство ответственности за его экологическое состояние.
Учащиеся заранее получают задание и готовят проект в течение нескольких недель. Каждая группа выбирает одну из проблем экологии Балтики, которая на их взгляд является наиболее важной и требует решения в первую очередь (научного, материального, социального, политического и т.д.)? Учащиеся осуществляют поисковую деятельность, используя различные источники информации. Пытаются определить причины, последствия и пути решения данной экологической проблемы. Каждая группа должна попробовать выработать программу действия на несколько ближайших лет.
Экологические проблемы Балтийского моря. Которые могут выбрать учащиеся:
1.Эвтрификация вод Балтийского моря.
2. Загрязнение Балтики нефтью.
3. Накопление тяжелых металлов.
4. Накопление органических веществ.
5. Экологическая проблема, связанная с развитием атомной энергетики.
6. Затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов.
Каждая группа заранее создала кластер (графический способ организации материала в виде блоков идей) своей программы действий. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь. Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.
Весь урок учащиеся работают в группе.
- Выяснить, что учащимся известно о Балтийском море. Что мы знаем о Балтийском море?
Учащиеся в группе отвечают на ряд вопросов о Балтийском море.
В некоторых местах глубина Балтийского моря достигает 1 км. Ответ: нет
Средняя глубина Балтики – всего 60 метров, а максимальная 460. Ответ :да.
- Задание Одно море, много стран…
Это задание активизирует (или позволяет сформировать) знания школьников об особенностях географии Балтийского региона. Вспомнить и нанести на контурную карту страны, имеющие выход к Балтийскому морю. Нанести крупнейшие города на берегах моря наиболее подготовленным детям.
Спросите класс, как сказывается на экологической обстановке Балтики тот факт, что оно со всех сторон окружено промышленно-развитыми странами? Скорее всего, школьники укажут на то, что это повышает риск загрязнений.
- Социализация – предъявление созданного интеллектуального продукта участниками каждой группы, выступление группы перед аудиторией. Создание общего кластера «Экологические проблемы Балтийского моря и пути их решения».
- Рефлексия. Ребятам предлагается написать свои ощущения, а желающим озвучить их всему классу. Придумайте плакат: «Мы выступаем против…» или «Мы выступаем за…».
1.Что больше всего понравилось?
2.Трудно ли было работать по данной теме?
3.Как происходил поиск решений внутри вашей группы?
4.Почувствовал ли ответственность за принятые решения?
5.Легко ли было решать экологические проблемы ?
6.Как ты думаешь, важно ли знакомить ребят с экологическими проблемами Балтики?
7.Узнал ли ты что-нибудь новое?
|