Роль школьной библиотеки в развитии
познавательной деятельности учащихся. Автор: Храмченко Лилиана Павловна
Школьная библиотека – это то место, вокруг которого вращается жизнь школы в её учебное и не
учебное время.
В нашей школе библиотека – центр
информационной работы.
Целью работы библиотеки является формирование информационной
культуры учащихся, развитие познавательной деятельности.
Реализуя эту цель, прежде всего через
образовательную и информационную функции, библиотека ставит перед собой следующие задачи:
-обеспечивать учебно-воспитательный
процесс школы и самообразо-вание учащихся путём библиотечно-библиографического
обслуживания
-воспитывать культуру чтения и
информационную культуру у учащихся
-способствовать обеспечению
образовательных целей
-содействовать повышению уровня
обучаемости
-развивать познавательные навыки
учащихся
-способствовать непрерывному
образованию учащихся
-пропагандировать чтение и книгу
-развивать навыки самостоятельной
работы с книгой
-учить находить и перерабатывать
информацию
-обучать основам
библиотечно-библиографических знаний
-обучать методике нахождения и
получения информации с электронных носителей
Фонд библиотеки насчитывает более 18 тыс.
экз.
За последние 8 лет поступило 700
экз. книг: энциклопедии, словари, справочники, произведения русских писателей,
детская, научно-познавательная литература, подписные издания. Эта литература
востребована учащимися. Пополнение фонда способствует обеспечению и расширению
знаний.
Читателями библиотеки
являются 428 учащихся (68%).
На 1 января 2013 года: книговыдача - 7242 экз.
посещаемость
- 2961 чел.
Анализ читаемости (таблица)
Нач. школа -203 чит. (64 %),
осн. школа -178 чит. (56%),
средн. школа -23 чит. (92 %).
Учащиеся на абонементе имеют
возможность брать книги по школьной программе, книги по интересам для прочтения
дома.
Для учащихся в читальном зале
созданы все условия и возможности, чтобы подготовить сообщение, беседу,
написать конспект или реферат на заданную тему, поработать со справочной
литературой.
Библиотека в нашей школе –
неотъемлемая составная учебного процесса. В читальном зале – большой фонд
словарей, энциклопедий,
справочников, в т.ч.- словари русского языка.
Совместная работа библиотеки с
учителями – словесниками, с учителями начальных классов – это сложившаяся
традиция. Любимое занятие, нахождение слов, у учащихся 5-6-х классов.
Учащиеся начальных классов часто
работают с энциклопедиями. Я оказываю им помощь в нахождении нужной
информации, обучаю работе с книгой, прививаю навыки самостоятельной
работы.
Особое внимание уделяю работе
с первоклассниками, т.к. привить интерес и любовь к чтению необходимо до 9
лет (вывод сделали учёные). Для них проводятся экскурсии «Знакомство с библиотекой», запись в
библиотеку. У учащихся в индивидуальных
беседах выявляю и формирую читательский
интерес, прививаю навыки работы с книгой, пробуждаю любовь к чтению,
развиваю познавательные навыки.
Для привлечения учащихся к чтению
внепрограммной литературы
и повышения их познавательного интереса
регулярно провожу беседы
о жизни и творчестве писателей-юбиляров, о книгах-юбилярах, обзоры книг.
В работе использую электронные энциклопедии. После таких бесед 30% учащихся
уходят домой с книгой.
В библиотеке, в группах продлённого
дня знакомлю учащихся с периодической литературой, провожу обзоры
журналов, что позволяет учащимся пополнить свои знания не только из книг.
Особенно большим спросом пользуются журналы – «Юный натуралист», «Юный техник»,
«Здоровье школьника».
Провожу с группой продлённого дня
тематические беседы, посвящённые знаменательным и памятным датам.
В библиотеке сформирован электронный
фонд. В фонде медиатеки –
более 350 дисков. Учащимся оказывается помощь в получении полной и
быстрой информации по заданной теме с
электронных носителей.
Учащиеся пользуются программными
дисками для более углублён-ного изучения школьных предметов. Также я использую диски
в работе с
ГПД: провожу по Санкт-Петербугу «Прогулки по Летнему саду» (диск с видеосюжетом).
В библиотеке хранятся и
используются презентации, подаренные
выпускниками школы. Я их использую в приобщении учащихся к мировой культуре, в
проведении «Уроков вежливости».
Для учащихся 1-11 классов в течение
учебного года мною регулярно проводятся библиографические уроки по
темам, что позволяет научить
их пользоваться библиотекой, её фондом, справочно-библиографическим
аппаратом и работе с книгой, правильно и быстро находить необходимый
материал к уроку, познакомить с библиотечными терминами.
Во время проведения «Дня науки»
я выступаю с информацией о новых поступлениях в фонд научно-познавательной
литературы, обзором книг по теме «Дня науки». Главная цель – развить интерес,
привлечь учащихся к чтению.
Группы продлённого дня
(учащиеся 2,3,4 классов) пятый год участвуют в выполнении программы «Этнокалендарь. Санкт-Петербург». Задача программы - формирование основ толерантного сознания
младших школьников, расширение их кругозора. С учащимися провожу беседы (по
отдельному плану) о памятных датах, событиях, праздниках с целью укрепления
толерантности. Для углублённого восприятия информации учащимися использую диски, энциклопедии.
Библиотека ежегодно принимает участие
в проведении предметных декад. Стало традицией в декаду истории
проводить обзоры книг «Справочная литература по истории», «Книги о
Санкт-Петербурге»; а в декаду английского языка проводить обзор книг «Писатели
стран
изучаемого языка». В результате у учащихся появляется желание
заглянуть за страницы школьного учебника.
Ежегодно накануне весенних каникул
совместно с педагогом- организатором
Ириной Владимировной Воробьёвой провожу праздник
«Неделя детской книги». В нём принимают участие учащиеся с 1 по 11 классы. Формы
праздника разнообразные: встречи с писателями и поэтами, литературная викторина, игра по станциям, конкурс-инсценировка,
игра «Что? Где? Когда?» и др. Для подготовки к празднику учащиеся обращаются в библиотеку за дополнительной литературой, тем
самым вовлекаются в прочтение книг, становятся активными читателями.
«Праздник детской книги». 2012.
1-е классы – «Праздник Букваря».
2-е классы – викторина «Весёлая
Чуккокала».
3-4-и классы – игра по станциям «Дядя
Фёдор, пёс и кот».
5-е классы – игра «Самый умный».
6-8- классы – литературная игра «Что?
Где? Когда?».
В 2012-2013 учебном году учащиеся
начальной школы (1-4 классы) вместе с бабушками посетили Детскую районную
библиотеку и приняли участие в празднике «Бабушкины посиделки», посвящённый Дню
бабушки. Бабушки вместе с внуками и внучками участвовали в музыкальных
конкурсах, играх, викторинах.
Учащиеся 1-5 классов побывали
вместе с мамами в Детской районной библиотеке на празднике, посвящённом Дню
матери. Вместе с мамами ребята посмотрели театральное представление,
посвящённое мамам, и выступление учащихся 5Б класса нашей школы – музыкальное
объединение «Созвучие», музыкальный руководитель Зуева И.Л.
В 2013 году в празднике «Зимушка – Зима»
участвовали ученики
1В,2В,2Б
классов. Праздник очень понравился. Учащиеся вместе с учителями выразили свою
благодарность устроителям этого праздника методисту по работе с детьми ЦБС
Байрон Елене Валерьевне и заместителю директора ЦБС по работе с детьми Власовой
Елене Юрьевне.
Дени Дидро, французский писатель,
философ сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Читающие люди способны мыслить, умеют
быстро находить
правильные
решения, имеют большой объём памяти и творческое воображение, лучше владеют
речью.
|