Четверг, 20.09.2018, 05:08
Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ школа № 467

Меню сайта
Категории раздела
Облако тегов

Каталог файлов

Главная » Файлы » Делимся опытом

Методическая разработка урока по химии по теме «Реакция нейтрализации». Автор: Розанова Анна Егоровна, учитель химии ГБОУ СОШ № 467
[ Скачать с сервера (65.5 Kb) ] 06.11.2012, 21:46
Методическая разработка урока по химии. 
Тема. «Реакция нейтрализации»
  Учитель Розанова Анна Егоровна
ГБОУ СОШ № 467

Технология: исследование и проектные методы
Цель:
  1. Образовательная: познакомить учащихся со взаимодействием щелочей, оснований с растворами кислот.
  2. Воспитательная: продолжить формирование практических умений и навыков учащихся. Показать значение знаний данных умений в соответствующих профессиях.
  3. Развивающая: развить представление учащихся о реакции «нейтрализации» как о «частном случае» реакции обмена. Научить учащихся связывать и устанавливать связь между разными предметами.
Методы: а) Работа учащихся с карточками, тетрадью, учебником;
б) исследовательская работа учащихся об открытии реакции нейтрализации
в) рассказ учителя
Оборудование: на столах учащихся растворы
1)NaOH, HCl, индикатор бесцветный фенолфталеин, раствор CuCl2, хлорид меди, железные гвозди, пипетки; инструкции по технике безопасности;
2) Карточки с описанием этапов работы:
Ход урока.
I.                   Вопросы для повторения.
- Вы сегодня должны открыть новый тип химической реакции (работа будет иметь исследовательский характер)
-Вспомните, какие типы химических реакций вам известны? (разложения, соединения, замещения и обмена)
- На столах имеются карточки с типами химических реакций:
№1)  2Mg+ O2= 2 MgO
№2)  CaCO3= CaO+ CO2
№3)  H 2SO4+ Zn= ZnSO4+ H2
№4)  CuO+  H2SO4 = Cu SO4 + H 2O
 -Назовите типы данных реакций, коэффициенты
- Какой тип реакции под №1? (соединения). Учащийся пишет на доске, уравниваем.
№1 – реакция соединения, №2 – реакция разложения, № 3 – реакция замещения,
№4 – реакция обмена.
- Вспомните правила по технике безопасности, обратите внимание на карточки по технике безопасности.
- Проделайте реакцию замещения, найдите на карточке описание данного опыта (л/р №1) – железные гвозди, раствор CuCl2  - какие по составу вещества: железо  Fe  (простое) и раствор хлорида меди  CuCl2 (сложное).
- Учащиеся опускают железные гвозди в раствор голубого цвета  CuCl2 .Что наблюдаем?
Гвоздь покрылся красным налетом.
- что напоминает этот цвет, какое вещество (выделилась медь). Произошла реакция замещения. Пишем уравнение реакции в тетради, затем на доске
                                                        Fe   +  CuCl2   =   FeCl2  +   Cu
                                                   железо   хлорид      хлорид     медь
                                                                                     меди       железа
- Атомы железа заместили атомы меди в сложном веществе хлорида меди, медь выделилась в свободном состоянии, виде.
II. Изучение нового материала.
- А теперь вы должны открыть новый тип химической реакции и дать ей определение (выяснить, где данная реакция находит применение на практике).
Вы будите работать с основаниями и кислотой.
Обратите внимание на 4 пункт карточки по правилам техники безопасности (один ученик читает вслух)
Правила техники безопасности:
  1. Без указания учителя нельзя смешивать неизвестные вам вещества. Опыты следует проводить только под руководством учителя.
  2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус.
  3. При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом следует ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
  4. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если случайно кислота или щелочь попадает на руки или одежду, немедленно смойте ее большим количеством воды. При разбавлении кислот помните, что серную кислоту всегда следует наливать в воду, а не наоборот.
  5. Остатки веществ не высыпайте и не выливайте обратно в банки с чистыми веществами. Остатки реактивов и продукты реакций выливают или высыпают в специально отведенные для этого сосуды.
  6. Пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
  7. Рабочее место содержите в чистоте и порядке. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
 - Найдите на карточке описания этапа лабораторной работы №2.
На столах учащихся растворы гидроксида натрия (NaOH) и раствор соляной кислоты, имеется раствор бесцветного фенолфталеина.
- Что вы заметили после того, как к раствору гидроксида натрия прилили раствор бесцветного фенолфталеина? Раствор окислился в малиновый цвет, значит, в пробирке – основание. Что называется основанием? Вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидросогрупп.
Учитель: Определим класс «оснований»
                 Классическим обоснованием,
                 Ведем научный репортаж:
                 Металлы связаны с «ОН».
-Затем в пробирку и гидроксидом натрия пипеткой по каплям приливаем раствор соляной кислоты, что наблюдаем? Раствор обесцветился, малиновая окраска исчезла. Произошла реакция.
Уравнение реакции в тетради
                                                                                 NaOH   +     HCl    =  NaCl    +       H2
                                                                             Гидроксид   соляная    хлорид         вода
                                                                              Натрия       кислота      натрия
- К какому типу вы отнесли бы данную реакцию? Обмена. Два сложных вещества: основание и кислота вступили в реакцию (обмена) и получились два  сложных: соль и вода.
- что же получилось в результате реакции? Соль и вода, нет основания и кислоты, раствор нейтральный.
Учитель: «Состав солей уже известен,
                  Пример используем любой –
                  Металл стоит на первом месте,
                  Остаток от кислот - второй».
Как можно назвать данную реакцию: раствор нейтральный, нет кислоты и основания. Это реакция нейтрализации. Запишем тему урока в тетради.
Вывод: Что же называется реакцией нейтрализации?
Реакция между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода, называется реакцией нейтрализации (реакция нейтрализации – частный тип реакции обмена).
Запись в тетради.
Все основания при реакции с кислотами дают соль и воду.
Пример:       Ca(OH)2  +        H 2SO4             CaSO4  +     2 H 2O
                  Гидроксид        серная              сульфат           вода
                  Кальция            кислота            кальция
 
               Al (OH)3+ 3HCl            AlCl3+ 3H2O
               KOH+ HNO3          KNO3+ H2O
- Где мы встречаемся с реакцией нейтрализации на практике? При изучении каких предметов?
- Так в теме «Почва» - 5 класс (Синявинские почвы кислые, Тосненские- кислые, поэтому в почву вносят известь).
-Их нейтрализуют, вносят Ca(OH)2, уравнения реакции смотрите выше.
В зоологии вы встречались с реакцией нейтрализации. Все процессы пищеварения протекают в определенной среде. В организме человека, в органах пищеварения имеется соляная кислота HCl. Могут возникнуть заболевания: пониженная или повышенная кислотность. Этим занимаются химики-лаборанты при поликлиниках, сельхоз. лабораториях.
- Вывод: Что же мы открыли сегодня? Свойства оснований, способность оснований вступать в реакцию нейтрализации с кислотами.
 III. Закрепление.
- Что называется реакцией нейтрализации?
- Где применяется реакция нейтрализации?
Д/з стр. 159-160   Упр. 3,4
Категория: Делимся опытом | Добавил: Anya_Smirnova
Просмотров: 830 | Загрузок: 255 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Единый календарь
Мин.обр.и науки РФ
Госууслуги
Проф. негат. явл.
Пож. безопасность
Права ребёнка
Толерантность
Санкт-Петербург
Праздники
Наш опрос
Ваш любимый предмет
Всего ответов: 1335
Который час
Время жизни
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz