Четверг, 20.09.2018, 05:09
Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ школа № 467

Меню сайта
Категории раздела
Облако тегов

Каталог файлов

Главная » Файлы » Делимся опытом

Медведева С.Ю. - Выбор профессий начинается в школе
01.04.2014, 14:42

Скачать Полный документ: "Выбор профессий начинается в школе" - Медведева С.Ю.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ НАЧИНАЕТСЯ В ШКОЛЕ

С. Ю.Медведева, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 467 Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Если есть в жизни человека что-то судьбоносное,

                               так это выбор профессии.

Н.Г.Чернышевский

 

        Одной из важных задач в работе классного руководителя является знакомство учащихся с многообразным миром профессий и формирование сознательного подхода к выбору профессии. Для решения этой задачи в классе открывается Галерея знаменитых людей Санкт – Петербурга, проводится Выставка книг «Выбор профессии». Основным мероприятием, направленным на помощь учащимся в выборе профессии, в моей работе является классный час «ВЫБОР ПРОФЕССИИ НАЧИНАЕТСЯ В ШКОЛЕ». Содержание и особенности проведения данного классного часа представлены в этой статье.

1 ЭТАП - согласование целей субъектов деятельности.

Озвучивание эпиграфа классного часа, комментирование учащимися его смысла.

2 ЭТАП. Сравнительный анализ желаний, склонностей, возможностей учащихся и востребованности тех или иных профессий на данный момент: хочу – могу – надо.

Накануне классного часа учащимся был предложен дифференциально-диагностический опросник, при помощи которого выявлены их склонности к определенным типам профессий, и задан вопрос: какой профессией они  хотели бы овладеть.

Согласно данным ДДО учащиеся распределены по группам: человек-человек, человек-техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек-природа (классификация профессора Е.А.Климова).

Задание группам: объяснить название своего типа профессии.

Слайд № 3. Статистическая справка составлена на основе тех профессий, которые привлекают семиклассников.

Человек – техника: водитель -1.

Человек - человек: учитель -1, продавец -1, повар -3, адвокат -1, психолог -2,

психиатр -1.

Человек - знаковая система: предприниматель -1, программист -2, инженер -1.

Человек - художественный образ: кондитер -1, парикмахер -1, фотограф -1, сценарист -1, актёр -1.

Человек – природа: ветеринар - 1.

         Слайд № 4. Заполнение учащимися карты профориентации «На пути к профессии»:

  • вписать профессию, которой хотелось бы овладеть
  • тип профессии, выявленный по методике ДДО.

Сравнить: совпадают или нет ключевые моменты «хочу» и «могу». У 2/3 учащихся совпали способности с интересом к выбранной профессии.

 

3 ЭТАП – работа в группе.

  • Дать определение слову «профессия» (профессия - основной род занятий, трудовой деятельности).
  • Конкурс «Угадай профессию и продолжи её описание».

Слайд № 5. Руководит проектированием, строительством, эксплуатацией различных систем... (инженер)

обеспечивает рабочих производственными заданиями и контролирует их выполнение.

Слайд № 6. Занимается приемом сырья и его переработкой… (повар)

приготовлением холодных и горячих блюд, напитков, их оформлением.

Слайд № 7. Представляет граждан и организации в суде и других государственных органах… (адвокат)

выступает в качестве защитника в суде при разбирательстве уголовного дела, содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций.

Слайд № 8. Может работать в различных направлениях легальности: педагогике, медицине, промышленности, осуществляя научно-практическую, исследовательскую, методическую работу… (психолог)

Слайд № 9. Оказывает помощь при адаптации человека в окружающих его условиях, разрешении личностных проблем, способствует улучшению морально-психологического климата в коллективе.

Слайд № 10. Обучает выполнению определенных команд, действий, навыков… (кинолог)

Специалист по изучению собак, содержит их в питомнике, ухаживает за ними, дрессирует.

Правильные ответы оцениваются баллами.

Игра «Школьные предметы и профессии». Учащиеся должны соотнести профессию с предметом, который поможет в её освоении. В перечне предложенных профессий должны быть профессии, которые выбраны учащимися.

После проверки результатов игры ученики записывают в свои карты профориентации название профилирующего предмета и отметку по данному предмету, что позволит сопоставить профессиональные желания с профессиональными возможностями.

Затем учащиеся рассматривают  коллаж « Вакансии. Работа рядом с домом» с целью поиска своей профессии. Если специалисты профессии востребованы, то в графу «надо» ставится плюс (+), если же не востребованы - минус (-).

Данная карта позволит учащимся и классному руководителю наблюдать за изменениями в профессиональной ориентации ребят в школьные годы.

Конкурс «Угадай героя художественного произведения и его профессию» является логическим продолжением разговора о школьных предметах и профессиях.

12 слайд. «Его нельзя было назвать ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, - сейчас это трудно установить... Я думаю, скорее всего, был. Как и Пифагор, он был по происхождению грек».

Харлампий Диогенович, учитель математики. Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

13 слайд.  - А меня отец не любит,  -  сказал я грустно.  - Он никогда не целовал меня... Он нехороший.

     - Неправда,  неправда,  -  возразил Валек,  - ты не понимаешь. Тыбурций лучше знает.  Он говорит,  что  …  самый лучший человек в городе...  Он засудил даже одного графа...

     - Да, это правда... Граф очень сердился, я слышал. 

 Судья, отец Васи. В.Г.Короленко «В дурном обществе»

14 слайд. «Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним».

Машинист Мальцев. А.Платонов  «В прекрасном и яростном мире».

Чтение учителем отрывка из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» (история о Тришке, рассказанная Павлом).

15 слайд. Бочар Вавила. И.С.Тургенев «Бежин луг»

16 слайд. «Через три дня … уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

         - Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь. - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла.

         И больше я её никогда не видел».

Лидия Михайловна, учитель французского языка. В.Г.Распутин «Уроки французского».

Ролевая игра « Я и моя профессия». Защита профессии.

По одному участнику из групп представляют свои профессии и определяют, какими качествами должен обладать человек той или иной профессии.

Задание группам: найти по одному отрицательному качеству профессии, выступая в роли друга, товарища, убежденного в том, что данная профессия не совсем подходит выступающему. Тот, в свою очередь, должен защитить свой выбор. По окончании игры аудитория ещё раз обращает внимание на объявления с приглашениями на работу.

- Нуждаются ли организации в людях тех профессий, которые выбрали учащиеся?

В основном требуются люди с рабочими специальностями. А средние профессиональные заведения в несколько раз меньше выпускают специалистов, чем требуется. Может, это происходит потому, что не все молодые люди объективно оценивают свои умственные и физические способности, поступают в высшие учебные заведения, а по окончании не могут достичь успеха в своей профессии, так как их больше привлекала престижность данной профессии. А в это время на производстве судостроения, машиностроения, приборостроения, в пищевой промышленности, на электротехнических предприятиях требуются рабочие профессии. Профессиональные колледжи, лицеи, училища готовят таких специалистов.

4 ЭТАП - рефлексия.

1.Чтобы не ошибиться в выборе профессии, на что нужно обратить внимание?

  • Объективно оценить свои умственные и физические способности.
  • Иметь представление об условиях и характере труда.
  • При выборе профессии учитывать её востребованность.
  • Не выбирать профессию « за компанию».
  • Правильно определять пути получения профессии.

2. По вашему мнению, кто из участников был более убедительным в представлении своей профессии?

3. Какая из групп оказалась самой активной?

В рабочем листе группы подсчитывают количество набранных баллов за задания и конкурсы. Лучшие 3 профессиональные команды награждаются дипломами.

4. Почему путь в профессию начинается в школе?

  • На уроках происходит развитие познавательного интереса учащихся.
  • Формируются трудовые навыки.
  • Учителя – предметники, классные руководители, служба сопровождения выявляют способности и склонности учащихся.
  • В школе проводится профориентационная работа как с детьми, так и с их родителями.

Накопленный материал по профориентации: карта «На пути к профессии», рабочий лист, домашнее сочинение «Кем я хочу стать»,  коллаж « Вакансии. Работа рядом с домом» - учащиеся хранят в портфолио, которое будет постоянно пополняться.

Категория: Делимся опытом | Добавил: Anya_Smirnova
Просмотров: 473 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Единый календарь
Мин.обр.и науки РФ
Госууслуги
Проф. негат. явл.
Пож. безопасность
Права ребёнка
Толерантность
Санкт-Петербург
Праздники
Наш опрос
Ваш любимый предмет
Всего ответов: 1335
Который час
Время жизни
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz